22 июня 2007 года — 66-я годовщина нападения Германии на СССР.

22 июня 2007 года 66 годовщина нападения Германии на СССР. Наверно, сейчас далеко не вся молодежь помнит и знает эту дату. А между тем, 22 июня 1941 года Германия совершила, пожалуй, фатальную ошибку, напав на Советский Союз.

В данном посте я не собираюсь описывать исторические события начала войны… Для многих это покажется нудным, да и долгим. Я хочу обрисовать некоторые события, некоторых личностей того периода, сыгравших в те моменты начала войны ключевые роли. Да и просто порассуждаю над теми давними фактами под углом своего восприятия. Постараюсь быть доступным и понятным.

Итак… эта фраза заучена наизусть… «22 июня фашистская Германия, без объявления войны, совершила вероломное нападение на Советский Союз…». Начнем с того, что Германия не была фашистской… она была нацистской, а вот Италия являлась фашистской (само слово фашизм — итальянское). С этих строк начинается повествование о том как советская сторона не была готова к войне и прочее. Между тем, якобы, «вероломное» нападение, то есть внезапное, было лишь тактическим успехом немцев, но никак не стратегическим. Большие потери объясняются многими «просчетами» командования, но главная ошибка была в том, что войска пускались в атаку — раз, и по частям — два. Как только советские войска вставали в глухую оборону — наступление немцев стопорилось. Частичный ввод в бой, зачастую без пехоты, давал шанс разбивать по частям наши танковые соединения. В первых месяцах войны вспоминаются различные подвиги, например, крепости Брест. Она держалась долго в тылу врага, пока не кончились патроны и припасы, и была взята только тогда, когда подошли несколько пехотных дивизий для ее штурма. Несомненно, это большой успех, но никак не подвиг, с точки зрения стратегии и, даже, тактики. Чтобы понять, почему многие города и крепости оставались не взяты, нужно, прежде всего, рассмотреть стратегию немцев, то есть блицкриг. Блицкриг подразумевает быстрый бросок — скачок, маневр вперед, для осуществления которого на сравнительно небольших участках фронта концентрируются войска для нападения. Так было в Польше, Франции… Немцы попросту брали столицу со штабами и властью и борьба не имела смысла без координатного управления. Так вот… немецкие войска движущиеся с огромной скоростью.. до 200 км в сутки рвутся каждые к своей цели: группа армий «Север» — Ленинград, «Центр» — Москва, «Юг» — на Киев. По стратегии блицкрига крупные силы противника концентрирующиеся у населенных пунктов следует окружать в кольцо и целенаправленно уничтожать или брать в плен. Вот откуда берутся столько пленных в первых месяцах войны, вот откуда берется и столь стремительный захват Белоруссии и Украины. То есть Брест был еще одним «мешком» для советских войск, ничего больше.

Далее наступает осень… до распутицы, то есть полной остановки войск, вследствие полного бездорожья, остается считанные пара месяцев. Приказ о взятии Москвы не выдан… Гитлер останавливает войска (как под Дюнкерком) группы армий «Центр». Генералы в ярости… они думали взять Москву с ходу. Приказ об остановке дал советским войскам подготовится к обороне столице, вырыты траншеи, установлены минные поля, выкопаны противотанковые рвы. Эта остановка длившаяся пол августа и весь сентябрь была, что не говори, правильной. Если посмотреть на карту наступления, то становится видно, как три огромных группы войск идут к своим целям по расходящимся маршрутам. Тогда не существовало не единого фронта, не средств связи между группами армий, и если ударить в основание какого-либо из клиньев наступления — армии останутся без горючего, боеприпасов и лишены средств существования. Гитлер инстинктивно предвидит это. Остановка дала единую линию фронта, связь, укрепление тыла, отдых солдатам, перегруппировка перед решающим штурмом. Как минус — потеря бесценного времени.

Тут момент, сыгравший важнейшую роль. Немецкий шпион, сочувствующий советской власти (заметьте не наш диверсант или шпион, как пишется в советских книжках для хвастовства) Рихард Зорге, находясь в Японии — передает шифровку о том, что Япония не собирается открывать второй фронт против СССР. Подтверждение получено и Сталин спешно переправляет отборные дальневосточные дивизии под Москву, которым не страшен ни холод, ни немец. Сами понимаете, сражение за Москву немцами проиграно… И тут, также, возникает ключевой момент. Гитлер отдает, так называемый, «стоп-приказ» (вроде нашего «ни шагу назад!»), ослушание карается вплоть до расстрела. Если бы он его не отдал, то истощенная и ослабевшая немецкая армия откатилась бы от стен Москвы, растеряв по дороге все тяжелое вооружение и танки и фронт бы рухнул. А так — немцы вгрызлись в землю и стали обороняться. Это спасло их от неминуемого краха. Весь немецкий генералитет признал этот приказ правильным.

Так закончилась компания 1941 года, если в вкратце. Группа армий «Север» – у Ленинграда, «Центр» – откатилась от Москвы, «Юг» — взяла Киев и продвинулась восточнее. Личности полководцев, несомненно, играют большую роль, например, Жукова. Им были изданы свои мемуары.. около 10-ти переизданий на сегодняшний день. Все они банальны по содержанию и выполнены в духе пропаганды. Георгия Константиновича считают великим полководцем и военным гением, наряду с Суворовым и Кутузовым. Но так ли это? Полководческий талант доказывается победой над превосходящими силами противника (Наполеон), либо, когда силы равны, с минимальными потерями со своей стороны (Суворов). Тут имеет место и тактический маневр и обман, и дезинформация, и все что угодно. В случае с Жуковым ни разу не оказывается подобных ситуаций. Всегда, или почти всегда, превосходили русские войска, вооружение не уступало, но далеко не всегда наступление оканчивалось успехом. Успех Жукова в том, что он умел силой и жестокостью заставить идти людей под пули. Притом суть и цель не всегда можно понять, для примера — наступаем в сторону Киева… Чего? Куда? Как? Неизвестно… просто идем вперед. Немецкие генералы, участвующие во Второй Мировой Войне, были старой прусской закалки, в основном юнкера и аристократы. Фон Мольтке, фон Лееб, фон Рундштед, Гудериан, фон Манштейн и прочие… Все они противились приказам Гитлера о нападении и на Польшу, и на Францию, и на Советский Союз. Тем более они не хотели нападать без официального объявления войны тому или иному государству. Но Гитлер вел войны не ортодоксально, и, не имея военного образования как у своих генералов, полагался только на свое чутье. И оно его поначалу не разу не подвело. Он рьяно отдавал приказы об аннексии Австрии, оккупации Судетской области, присоединении Рейнской, о нападении на Польшу, Францию. Он словно чувствовал — запад промолчит. И его военные успехи вскружили голову многим немецким генералам, поначалу не доверявшим Гитлеру. У Гитлера же наоборот возникла к ним ненависть из-за их трусости к решительным действиям, к каким был готов он. Еще с 1938 года берет начало гитлеровское генералоненавистнечество. Потом чутье оставит его и генералы довольные собой будут вторить — а мы предупреждали, а мы говорили. Хотя в том же 38 они всем «стадом» заявляли о том что запад не допустит захвата Судетов, и слали Гитлеру предупредительные записки, а когда он одерживал победу — умолкали и разделяли общий триумф.

Теперь хочу сказать о том, откуда взялась цифра «4 месяца на захват СССР». Если взглянуть на карту и посмотреть, какой в 39 году была Польша по площади, и вспомнить, что ее захватили всего за месяц, то станет понятно, что площадь до Урала немецкие войска арифметически должны взять за месяцев 4-5. Отсюда и вся немецкая неподготовленность к русской зиме. Но есть, кроме арифметики и практика. Государство велико, не объявляя войны и напав, ты тем самым не разбил готовые и вооруженные войска, что облегчило бы задачу. Но тут есть и плюс — вооружение мобилизация длится долго, за это время можно успеть разбить противника. Я вкратце уточню проблемы, с которыми столкнулись немецкие войска в СССР, которые не имели место в других странах:

1. практическое отсутствие твердых дорожных покрытий,
2. малая разветвленность железных и шоссейных дорог.
3. отсутствие электричества во многих районах.
4. железнодорожная колея уже европейской (тут как следствие — задержка грузов, перегруппировка и пополнение войск) выход — либо перешивать путь под европейский стандарт, что долго, либо использовать трофейный парк, но тут проблема — в руки немцев попадает очень малое количество исправных составов.
5. осенняя и весенняя распутица, практически останавливающая любое передвижение войск. В пушки приходилось впрягать вдвое, а то и втрое больше лошадей. Танки вязли в грязи из-за своих узких гусениц.
6. зима гораздо холоднее, чем на западе, отсюда вытекают другие проблемы:

6.1 паровозы не предназначены для использования в такой мороз. В них замерзает вода.
6.2 расстояние до водокачек слишком большое (приходится заливать в дополнительные тары)
6.3 искусственный бензин замерзает. Так же как и смазки, не предназначенные для использования при минусовых температурах.
6.4 мерзнут двигатели, под танками на ночь разводят небольшие костры.
Мерзнут орудия и пулеметы, приходиться иногда стрелять для прогрева.

Вот вкратце решающие факторы начала Великой Отечественной войны, которые повлияли на всю стратегию ее ведения.

22 июня 2007 года — 66-я годовщина нападения Германии на СССР.: 11 комментариев

  1. Обсуждать не могу, т.к. не в теме, но написано интересно, я даже полностью прочитала.)

  2. Спасибо) хоть кто-то прочитал и заинтересовавшись — дочитал))

  3. «Проглотила».) Тебе бы учебники по истории писать. Скопирую себе, на память, со ссылкой.

  4. Фыы, тебе можно спокойно идти куданить преподавать курс истории по ВОВ

  5. Да Алин, я в этом годе хочу на историка пойти.. в спбгу)

  6. Для xz:

    Какой умничка, правильно делаешь, как ни крути, а учение — свет))

  7. Удивительно. Вот Костик и показал нам чуть-чуть своей сущности. А то прикидываешься веником все. =)) Очень интересно было почитать, спасибо.

  8. Хотя история,как наука, простите, гулящая девка. Меняется политический строй — меняются преподаваемые исторические «истины».

  9. >4. железнодорожная колея уже европейской….
    Наоборот — шире. В Росии -1524 мм., в Европе — 1435 мм.

Обсуждение закрыто.