О Белой эмиграции на Балканах рассказали языком документального кино

О Белой эмиграции на Балканах рассказали языком документального киноВ Санкт-Петербурге на специальном показе представили уникальный документальный рассказ о непростой судьбе Белой эмиграции на Балканах — картину «Русский Корпус. Свидетельства» режиссера Михаила Ордовского-Танаевского.

Фильм о семье и России, о судьбах людей, разделенных событиями октябрьской революции и попавшим в лихолетье военного времени, представили в Санкт-Петербурге на специальном показе.  "На земле есть страна, в которую мы когда-то обязательно вернемся", — говорит одна из героинь документального фильма «Русский корпус. Свидетельства».  Фильм рассказывает о судьбе Белой русской эмиграции на Балканах. В документальной хронике, представленной в фильме, прослеживается вся история движения, начиная с 1920-21 годов и до момента исчезновения в 1948 году.

В последнее время в России появляется все больший интерес к истории Белого Движения, истории русской эмиграции, да и, вообще, истории "другой" России. В этом нет ничего удивительного, особенно, если учесть, что на протяжении практически 70 лет нашей истории информация об этом была достаточно скупа и имела лишь одну трактовку. Между тем в результате Октябрьской революции 1917 года Россию покинули более 2-х млн русских людей. Данная эмиграция представляла из себя не класс, не слой, а просто часть русского народа во всем его вертикальном разрезе. От верхнего слоя дворян и интеллигенции до потомственных крестьян и рабочих. Границы их расселения были очень велики — это были практически все страны Европы, Китай, США, Северная Африка. Так что не было ни одного континента, где бы не было русских…

Рассказ об истории "Русского корпуса" — одна из беспристрастных попыток рассмотреть и рассказать об одной из самых трагических и неоднозначных страниц русской истории.

Картину "Русский Корпус. Свидетельства" режиссера Михаила Ордовского-Танаевского петербургской аудитории представили оператор фильма Федор Ордовский и режиссер монтажа Антон Семенов.

Как рассказали создатели картины, фильм состоит из 6-ти серий по 50 минут каждая. Видеоряд фильма включает в себя уникальную кинохронику и иконографию (более 450 фотографий), большая часть которых никогда не демонстрировалась на экране.

Всего было отснято более 70 часов интервью, и потому монтаж стал очень сложным делом — факты были настолько уникальны, что хотелось оставить в фильме все. Вошло в фильм примерно 25-30% отснятого материала, что по документальным меркам очень много.

Но самое главное в фильме — живые свидетели. Они рассказывают. И даже не сами рассказы по содержанию, но их искренность, тональность и образность (!) ошеломляют и ставят перед зрителем проблемы, весьма далекие от главной темы. Большего эффекта режиссер добиться не мог.

По сути своей, это реальное историческое исследование, но не на бумаге, а на киноленте. На всех этапах съемки создателей консультировали русские и югославские историки, специально занимавшиеся этой темой. И подбор фактов, из которых создается общая картина, таков, что задуматься заставляет даже матерых скептиков. Не "понять и простить", но остановиться и подумать.

История Русского корпуса впервые рассказана с экрана непосредственными участниками событий. Создание Корпуса, борьба с партизанами Йозефа Тито, эмиграция, — предстают перед зрителем не сухими историческими фактами, а настоящей, живой историей, — из первых уст. Личное обаяние рассказчиков, их собственная трактовка событий, отношение к пережитому превращают исторический фильм в настоящую сагу о трагических судьбах наших соотечественников.

Как поясняет этот творческий подход режиссер фильма  Михаил Ордовский-Танаевский, именно личный рассказ героев тех лет и событий лег в основу концепта фильма.  "При  создании фильма  были возможны несколько подходов. Например, как это делал Михалков — он в центре, и все вращается вокруг него. Такой стиль мне не нравится. Второе возможное решение — в стиле научно-популярного кино. Голос за кадром рассказывает то, что рассказали герои, комментирует. Но тут важна авторская позиция, что именно будет говорить комментатор, и я не мог это взять на себя. И, в итоге, было принято решение дать слово самим героям, и не вмешиваться. И очень важно, что они рассказывают все это своим детям, детям своих товарищей по корпусу, которые пытаются их понять", — говорит он.

Не менее личной оказывается и история создания фильма. Два двоюродных брата, Константин и Ростислав Ордовские-Танаевские, разыскивают свидетелей жизни своих отцов-эмигрантов, которые в 1941-45 г.г. воевали в составе Русского Корпуса. Контрапунктом к основному сюжету проходит история жизни третьего брата, Михаила, также участвующего в поисках. Он родился и вырос в СССР, провел год в блокадном Ленинграде, был активным комсомольцем, а его отец состоял в КПСС.

Две ветви одной семьи нашли друг друга только в 1984 году, когда представитель венесуэльской ветви приехал в СССР туристом и пришел к своим родственникам: через редакцию газеты он узнал их адрес, и отправился в небольшой подмосковный поселок. Случайно попал на день рождения, и познакомился практически со всеми российскими представителями семьи.

"Это не только история моей семьи. Но это история и всей страны. В этой своей части незаслуженно забытая и замалчиваемая. На стороне большевиков воевали четыре моих дяди. А в русском корпусе — трое. И я не знаю, как это разделить. Все это одна, очень длинная и сложная история" — поясняет режиссер фильма.

"Отец начал собирать материалы к фильму очень давно, в 1988 году. Но тогда, конечно, никто думал, что такой фильм снять возможно. Смогли его сделать только сейчас" — рассказал зрителям Федор Ордовский.

На вопрос из зала, откуда взяли деньги на съемки, оператор фильма прямо ответил: "Это деньги семьи".

 О Белой эмиграции на Балканах рассказали языком документального кино

В картине приняли участие восемь до сих пор живых "корпусников". Их интервью можно назвать поистине уникальными свидетельствами поворотов русской истории ХХ века. Тема вынужденной изоляции этих людей, являющихся носителями русской ментальности, тема культурного отчуждения, в котором они вынуждены находиться, и, наконец, тема воссоединения — на базе общих ценностей, общего языка и любви к Родине — вот одна из основных идей фильма. Потому и в устах героев ленты слова о любви к России звучат абсолютно искренне.

По мнению авторов фильма, сегодня приоритетной задачей возрождения России остается постоянная работа по восстановлению национальной исторической памяти и преодолению советских мифов и стереотипов в общественном сознании.

"Фильм повествует о скрытых страницах русской истории, о правде, которая может объединить русскую нацию, рассеянную по миру", — пояснил замысел авторов Антон Семенов.

Создатели фильма считают, что нашли ответ на этот вопрос. "История нашей страны — это наша история. Право нации — разобраться, что является правдой. А правда всегда одна на всех. Каждый живущий здесь имеет свою историю, историю своих родителей, историю своих дедов… Вот это и должно, по мнению съемочной группы, стать объединяющим фундаментом. При одном условии — если мы об этом знаем. Иного пути нет", — говорят они.

Со временем, по признанию режиссера, фильм вырос в нечто гораздо большее. В полномасштабный исторический проект о людях иной эпохи, иного склада, чем мы. И весьма сильно изменил взгляды на жизнь не только потомков «корпусников», но даже членов съемочной группы.

Отметим, что официальная премьера фильма «Русский корпус. Свидетельства» состоится в Москве, в Доме русского зарубежья им. А. И. Солженицына 21 и 22 марта. После этого все серии фильма будут выложены в интернет для бесплатного просмотра.

 О Белой эмиграции на Балканах рассказали языком документального кино

Юлия Сеник специально для «Санкт-Петербург.ру«.

 

// via saint-petersburg.ru

Автор