Последний из петербургских перевозчиков представил журналистам новый катамаран на 30 мест с гальюном и Wi-Fi. Однако контракт у фирмы с городом истекает в этом году, и никто не берется гарантировать, что его перезаключат.
"Мы предложили сделать тарификацию, как в электричках, и разбить маршрут на две зоны: на наш прежний и до Медного Всадника. Оплата составит, соответственно, 100 и 70 рублей. Пока чиновники подтверждают это, — говорит предприниматель. — Кроме того, мы увеличиваем вместимость судов, чтобы поднять пассажиропоток".
В подтверждение своих слов глава МБС пригласил журналистов на борт 30-местного катамарана. Судно заложили на псковских верфях еще в 2012 году, в сумме же оно обошлось компании в 22 млн руб. Два аналогичных агрегата, оборудованные двумя двигателями на 450 лошадиных сил, в настоящий момент собираются на тех же стапелях и в будущем прибудут в город на Неве.
Биотуалет и Wi-Fi
Среди новшеств, которые внедрили на водном транспорте: там появился гальюн и wi-fi. Поэтому желающие проехать весь маршрут от начала до конца не будут ощущать особого дискомфорта ни в реальном, ни в виртуальном мире. Сейчас "водный лимузин" проходит оформление всей документации и выйдет на маршрут в июне, надеются бизнесмены. Всего же Приморскую линию будут обслуживать 6 аквабусов, рассчитанных на 12 мест и один — на 30.
"Мы готовы работать уже с 5 мая, но, судя по всему, город не успевает расставить остановки. Насколько мне известно, победитель соответствующего тендера будет известен только после 5-го числа, — пояснил Мелик Саркисян. — Есть много мест в городе, куда очень плохо идет транспорт. К нам много обращений с Морского фасада. Оттуда, например, можно было бы вывозить туристов по воде. Та же вечная проблема с Васильевским островом: с въездами и выездами".
Далекоплывущие планы
Кроме того, в планах у компании «пришвартоваться» на Крестовском острове недалеко от "Зенит-Арены". Спортивная чаша примет несколько матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году, соответственно пассажиропоток из центра города к объекту будет интенсивным.
"Стадион же находится на полуострове, поэтому необходимо было бы туда обеспечить какой-то транспорт с воды. Сейчас проект находится в стадии обсуждения, но решения пока нет", — рассказал "Санкт-Петербург.ру" гендиректор МБС.
Следует отметить, что в следующем году у компании истекает договор с городом на перевозку пассажиров. По оценкам МБС, в 2014 году пассажиропоток на Приморской линии составит 200 тыс. человек. "Чтобы перейти на самоокупаемость, нам нужно перевозить 300 тыс. пассажиров. Мы думаем, что добьемся этих показателей в следующем году, — говорит Мелик Саркисян.
Товарищи по несчастью
Раньше до Медного Всадника людей доставляла ООО «Интер яхт сервис», которая обслуживала до 2013 года «Центральную» и "Невскую" линии, но впоследствии отказалась сотрудничать с городом. Сейчас компания перебрасывает свой флот в Новгородскую область и Самару.
"Мы рады за наших коллег или, может быть, товарищей по несчастью. Это серьезные планы, на которые у них, наверное, есть силы. У нас этих сил как раз и не хватило, — говорит директор по развитию "Интер Яхт Сервис" Денис Синочкин. — Нет, мы не планируем возвращаться на петербургский рынок. Это возможно только при желании властей развивать линии, а пока его нет".
Также, отметил Денис Синочкин, "Интер Яхт Сервису" приходится рассчитываться с городом по старым долгам, хотя компания с 2013 года ушла с рынка. Перед этим они обновили свой флот более чем на 200 млн руб. Сейчас эти суда принадлежат Государственной транспортной лизинговой компании, которая требует лизинговые платежи. "Мы обязаны платить, хотя никаких субсидий от города больше не получаем", — пояснил он.
Похожего мнения придерживается и эксперт межрегионального общественного объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин. По его мнению, сейчас аквабусы представляют для города не более чем "туристический аттракцион".
"Это маломерный транспорт, он никакой реальной роли в городском комплексе не играет. Это должны быть крупные суда, на "раскатку" которых должно уйти не менее двух лет. К примеру, в Венеции ходят 50-местные суда, в Гамбурге — рассчитанные на 300 мест, — говорит специалист, — Почему Смольный отказывается развивать аквабусы? Это антиэкономическая идея: себестоимость бешеная, инфраструктуры нет, деньги на которую должен будет выделять город. Этим заниматься, разумеется, никто не хочет".
По прогнозу специалиста, планы МБС поучаствовать в развозке болельщиков во время ЧМ-2018 нереальны. "Думаю, в этом году они еще покатаются, может быть, еще в будущем. Но, учитывая плохое негативное состояние экономики, они могут уйти с рынка уже в следующем году".
В 2012 году водное такси в Петербурге курсировало сразу по четырем линиям и рассматривалось, как альтернатива наземному общественному транспорту. Однако в результате многие компании-перевозчики отказались продлевать договор с городом — из-за нерентабельности перевозок. Примечательно и то, что на 2014 год сумма субсидий, выделяемых водным перевозчикам, упала до рекордно низкой цифры — 28,5 млн руб., против 130, 5 млн руб. — в 2011-м.
Смольный ошибочно воскресил «Центральную» линию аквабусов
Алексей Стрельников, «Санкт-Петербург.ру«